Интегральная йога

Интегральная йога

Интегральная йога Автор: Шри Ауробиндо

Издательство: Профит Стайл

ISBN 5-98857-251-0; 2013 г.

Язык: Русский

Дополнительные характеристики
Доступные издания 6

Мягкая обложка 2013 г.

Чтение  этой  книги  с  первого  взгляда  может  пока-заться  достаточно  трудным  делом,  в  особенности  для  того,  кто  обращается  к  подобной  тематике  впервые.  Но  не  стоит  откладывать!  В  ней  Вы  найдете  указания,  со-вершенно  необходимые  для  движения  по  пути  Йоги.  Может  быть,  практикующие  Йогу,  прочитав  эту  книгу,  получат  ту  подсказку,  которая  поможет  им  совершить  значительное  продвижение  на  Пути.  Для  читателя,  не-знакомого  с  духовным  совершенствованием  посредст-вом  Йоги,  эта  книга  может  послужить  толчком  к  осоз-нанию  истинного  смысла  бытия.
Раздел  1.
Вселенная  —  Йога  —  Человек
Йога  —  единение  человека  со  всевышней  первопричиной  его  существа.
Всевышнее  описывалось  как  Существование,  Соз-нание,  Ананда  —  блаженство,  даже  как  Сознание,  вы-пускающее  из  себя  силу  —  Шакти,  которая  создает  ми-ры  (у  Чайтаньи).
Имя,  которое  вы  Этому  даете,  мало  значит,  в  нем  нет  никакой  важности.  Это  существует,  и  потому  единст-венное,  что  надо  делать,  это  войти  в  контакт  с  Этим,  не  давать  Этому  имена  или  описывать  Это,  нужно  пытать-ся  войти  в  контакт,  сосредоточиться  на  Этом,  жить  Этим,  жить  этой  реальностью…  Однажды  отождест-вившись  с  Ним,  узнают,  что  это  такое,  но  Это  нельзя  выразить,  потому  что  словами  нельзя  этого  сказать…  Для  того,  кто  имеет  внутри  себя  способность  к  едине-нию  с  этим,  все  сказанное  философами  об  Этом  не  имеет  большого  значения;
можно  прочитать  целую  книгу,  но  не  продвинуться  ни  на  шаг.  Это  некий  дар,  который  есть,  и  все,  что  тре-буется  —  быть  Этим  —  преуспеть  в  отождествлениях  с  Этим  и  жить  Этим.  Только  одна  вещь  важна:
искреннее  и  настойчивое  желание  этого  единения,  в  котором  нужно  быть  упорным.  
“Йога”  означает  также  путь  к  этому  единению
Цель,  пути  и  способы  Йоги  определены  духовной  конструкцией  вселенной  и  местом  человека  в  ней
В  ответах  на  вопросы  философского  характера,  в  за-висимости  от  формы  вопроса,  Шри  Ауробиндо  пользу-ется  индийской,  древнегреческой  и  европейской  тер-минологией,  объединяя  разноязычные  термины  едино-го  значения.  Источник  и  основа  всего  существующего  есть  САМО,  или  Дух,  или  Единое  Неизреченное,  Атман  и  Брахман  в  санскрите.  Брахман  есть  верховная  реаль-ность  —  Абсолют,  Ишвара,  Всевышнее.
САМО  есть  существование,  не  существо.  Под  САМО  подразумевается  сознающее  неотъемлемое  существо-вание,  одно  во  всем.  Единое  существует  в  триединст-ве.
Триединство  трансцендентного  САМО-существования,  САМО-осознавания  и  САМО-восторга  —  СатЧитАнанда  —  есть  действительно  метафизическое  описание  верховного  Атмана,  САМО-формулировка  Непознанного  для  нашего  пробудившегося  познания

Прана. Секрет исцеления йогой

Прана, Секрет исцеления йогой

Прана. Секрет исцеления йогой Букинистическое издание

Автор: Атрейя

Переводчик: М. Смирнова

Издательство: Феникс

Серия: Панацея

Сохранность: Хорошая

ISBN 5-85880-496-9; 1997 г.

Дополнительные характеристики
Страниц 256 стр.
Формат 84×108/32 (130х200 мм)
Тираж 10000 экз.
Переплет Мягкая обложка

Прана  —  «жизненная  сила»  —  является  основой  Аюрведы  природной  целительной  системы  Индии.  С  ней  связана  также  Йога,  в  частности,  ее  раздел  Пранаяма.  Праническое  лечение  доступно  буквально  каждому  человеку,  для  которого  здоровье  свое,  родных  и  близких  и,  может  быть,  всех  людей  на  Земле  стоит  не  на  последнем  месте.  С  помощью  Праны  можно  вылечить  любой  недуг,  если  правильно  следовать  методикам,  берущим  свое  начало  в  глубине  веков.
Предлагаемая  книга  основывается  на  древних  восточных  науках,  но  переведена  в  систему  западной  холистической  медицины.  Полезна  всем  интересующимся  вопросами/оздоровления.

Атрейя  пришел  к  праническому  лечению  через  собственные  поиски  излечения.  Он  прожил  в  Индии  шесть  лет,  изучая  медитацию,  праническое  лечение  и  психологию  Йоги.  В  1991  году  встретил  своего  гуру,  который  познакомил  его  с  древней  методикой  самопознания.  Родом  из  Южной  Калифорнии,  Атрейя  живет  в  Париже,  где  занимается  аюрведическим  и  праническим  лечением.

Пранаяма. Искусство дыхания

Пранаяма, Искусство дыхания

Пранаяма. Искусство дыхания Букинистическое издание

Автор: Б. К. С. Айенгар

Издательство: София

Сохранность: Хорошая

ISBN 5-7101-0072-2; 1995 г.

Дополнительные характеристики
Страниц 352 стр.
Формат 84×108/32 (130х200 мм)
Тираж 10000 экз.
Переплет Суперобложка

Введение
Иегуди  Минухина
 
Б  К  С  Айенгар  проделал  в  области  столь  трудной  для  понимания  Пранаямы,  представляющей  собой  движение  дающего  жизнь  живущим  на  Земле  воздуха,  такой  же  груд,  какой  он  посвятил  физическим  принципам  Хатха-Йоги.  Здесь  он  продвинулся  в  более  тонкий,  эфирный  аспект  нашего  собственного  существования.  Он  представил  с  единой  точки  зрения  и  дал  в  руки  простых  людей  книгу,  которая  содержит  в  некоторых  отношениях  больше  информации,  больше  знаний  и  мудрости,  чем  способны  получить  наши  самые  выдающиеся  студенты,  обучающиеся  университетской  медицине,  так  как  это  —  лекарство  для  здоровья,  а  не  от  болезни,  это  понимание  духа,  тела  и  ума,  которое  исцеляет  и  дает  силы
Благодаря  этой  мудрости  человек  не  только  может  вернуть  себе  целостность,  но  и  вся  его  жизнь  представляется  в  величественной  перспективе.  Вслед  за  древней  индийской  философией,  эта  книга  учит  нас,  что  жизнь  —  это  не  только  прах  от  праха,  но  и  воздух,  благодаря  которому  во  время  горения  материя  превращаете  я  в  тепло,  свет  и  излучение,  от  которых  мы  можем  получить  необходимую  нам  энергию
Но  энергия  —  это  нечто  большее,  чем  трансформация  материи  в  другую  форму  материи,  это  —  трансформация  воздуха  и  света  в  материю  и  возвращение  в  воздух  и  свет  снова  Фактически,  эта  трансформация  дополняет  уравнение  материи  и  энергии  Эйнштейна,  переводя  его  в  человеческое,  живое  воплощение.  Это  больше  не  атомная  бомба,  не  взрыв  атома,  не  хищническое  использование  материи,  —  это  озарение  человеческого  существования  светом  и  мощью,  сокровенными  источниками  энергии
Я  верю,  что  этот  труд,  берущий  начало  от  древних,  классических  индийских  текстов,  станет  освещающим  путь  проводником,  который  поможет  согласовать  различные  практики  медицины,  от  акупунктуры  до  контактной  и  звуковой  терапии,  и  воспользоваться  общими  преимуществами  всех  этих  практик  Эта  книга  также  учит  нас  уважать  первоэлементы,  к  которым  мы,  может  быть,  относились  без  должного  уважения  —  воздух,  воду  и  свет,  —  первоэлементы,  без  которых  невозможна  сама  жизнь.
Этой  книгой  господин  Айенгар,  мой  гуру  в  йоге,  добавил  новое  и  важное  измерение  в  жизнь  людей  Запада,  побуждая  нас  присоединиться  к  нашим  братьям  всех  цветов  кожи  и  всех  вероучений  на  празднике  жизни  с  подобающей  почтительностью  и  необходимой  целеустремленностью.
Иегуди  Минухин
Предисловие
«Йога  есть  не  что  иное,  как  тотальный  опыт  человеческой  жизни;  это  наука  о  целостном  человеке!»  
Джек  С.  Масуи
Йогачарья  Шри  Б.  К.  С  Айенгар,  автор  книги  «Взгляд  на  Йогу»,  вряд  ли  нуждается  в  представлении  искателям  света  Праная-мы.  Наука  и  искусство  йоги,  как  они  были  даны  Патанджали  за  столетие  до  Рождества  Христова,  начинаются  с  моральных  и  других  наставлений,  направленных  на  достижение  физического,  витального  и  ментального  здоровья,  силы  и  чистоты.  Затем  следует  описания  поз  —  асан,  которые  благотворно  влияют  на  ученика  через  нейрофизиологическую  систему  и  эндокринные  железы.  Шри  Айенгар  описал  это  в  своей  книге  Взгляд  на  Йогу  так  детально  и  тщательно,  сделав  около  шестисот  фотографий,  что  едва  ли  какой-то  другой  труд  по  этому  предмету  может  быть  столь  энциклопедичен,  точен,  досконален  и  ясен.  Его  книга  дает  полную  теорию  йоги  и  исчерпывающе  описывает  предмет  асан,  затрагивая  начало  Пранаямы.  Эта  книга  столь  популярна,  что  выдержала  множество  изданий  и  переведена  на  несколько  языков  Она  стала  практическим  руководством  для  людей  во  всем  мире.
Шри  Айенгар,  побуждаемый  своей  природой  и  движимый  обстоятельствами,  учился  йоге,  идя  трудным  путем  под  руководством  своего  гуру  Шри  Кришнамачарья.  Шри  Айенгар  сам  был  все  это  время  учителем  йоги,  хорошим  руководителем  группы.  Все,  что  он  говорит  и  пишет  о  йоге,  является  частью  его  собственного  богатого  и  значительного  опыта,  который  он  щедро  предлагает  людям.  Демонстрационная  лекция  об  асанах,  данная  прошлым  декабрем  в  Бомбее  по  случаю  его  шестьдесят  первой  годовщины  с  участием  его  дочери  Гиты  и  сына  Прашанта,  была  удивительной  демонстрацией  контроля  над  каждым  нервом  и  мускулом  его  гибкого  тела
Сотни  его  учеников  из  других  стран  были  свидетелями  этого  представления  и  изумлялись,  как  ему  удалось  сохранить  такую  пластичность  и  силу  в  его  возрасте.  Для  него  же  это  —  детские  игры,  простая  повседневность.  Один  из  его  близких  учеников  отметил,  что  он  тренирует  свое  тело  «сгибаться,  изгибаться,  скручиваться,  поворачиваться,  напрягаться,  извиваться,  растягиваться»  и  делать  многое  другое!
И  было  вполне  логично  ожидать  от  Шри  Айенгара  такой  же  исчерпывающей  и  поучительной  книги  о  Пранаяме,  которая  является  следующей  ступенью  в  йоге,  а  именно  —  наукой  и  искусством  контроля  дыхания.  Существуют  различные  йоги,  такие,  как  хатха-йога,  джнана-йога,  кундалини-йога,  тантра-йога,  лайя-йога  и  другие,  но,  по  существу,  йога  в  своей  основе  —  это  научный  и  системный  образ  жизни,  практикуемый  для  того,  чтобы  успешно  организовать  все  энергии  и  способности  целостного  человеческого  существа,  стремящегося  достигнуть  состояния  наивысшего  экстатического  общения  с  Космической  Реальностью  или  Богом.
Контроль  дыхания  полезен  каждому,  кто  практикует  одну  из  вышеупомянутых  йог.  Все  йогические  тексты,  написанные  на  основе  многовекового  опыта,  свидетельствуют,  что  контроль  дыхания  —  важный  фактор  в  практике  контроля  ума.  Однако  контроль  дыхания  —  пранаяма  —  не  просто  глубокое  дыхание  или  дыхательные  упражнения,  которые  обычно  являются  частью  физической  культуры.  Это  —  нечто  гораздо  большее,  включающее  упражнения,  которые  влияют  не  только  на  физический,  физиологический  и  нервный  виды  энергии,  но  и  на  психическую  и  мозговую  деятельность,  в  частности  на  развитие  памяти  и  творчества.  Шри  Ауробиндо,  мудрец  и  провидец  из  Пондишери,  засвидетельствовал,  что  после  освоения  пранаямы  он  смог  сочинять  и  сохранять  в  памяти  около  двухсот  поэтических  строк,  в  то  время  как  ранее  он  не  мог  справиться  даже  с  дюжиной.
За  последние  десятилетия  западная  медицина  на  основе  экспериментов  пришла  к  пониманию  и  использованию  оздоровительного  и  общеукрепляющего  эффектов  того,  что  называют  произвольным  дыханием.  Йога  описывает  и  практикует  пранаяму,  приписывая  ей  несомненную  воспитательную,  упорядочивающую  и  духовную  мощь.  Владимир  Бишлер  в  главе  14  книги  «Формы  и  техники  альтруистического  и  духовного  развития»  говорит,  что  медицинская  наука  уже  приняла  необходимость  заимствования  некоторых  восточных  методов  и  изучения  многочисленных  эффектов  правильного  контролируемого  дыхания.  В  результате  тщательного  изучения  он  пришел  к  выводу,  что  эти  многочисленные  эффекты  происходят  не  только  в  легких,  но  воздействуют  на  весь  метаболизм  человеческого  тела.  Он  сказал,  что  спиротерапия  (так  он  назвал  метод,  основанный  на  дыхании)  открыла  новые  широкие  горизонты  в  медицине,  гигиене  и  терапии.  В  заключение  он  сказал,  что  исследования  современной  науки  только  подтверждают  эмпирическую  интуитивную  практику  восточных  мудрецов  и  философов
Пранаяма  как  сердцевина  йогической  практики  может  принести  практикующему  много  пользы  не  только  в  ментальной  и  духовной  сферах
Но  основная  цель  йоги  —  самореализация,  контакт  человеческой  самости  с  Высшей  Сущностью;  практика  пранаямы  включает  контроль  над  умом  и  всем  человеческим  сознанием,  которое  является  основой  всего  познания.  Человеческое  существо  —  это  тело,  жизнь,  включающая  все  биологические  процессы,  ум,  который  есть  место  пребывания  того,  что  мы  называем  эго  —  «я»,  и  вокруг  которого  центрируется  вся  мозговая  активность.  Цель  йоги  —  освободить  основную  силу  сознания  от  всяких  воспоминаний,  мышления,  чувственных  побуждений  и  желаний  и  попытаться  постигнуть  чистое  сознание  как  искру  самой  космической  энергии,  которая  есть  природа  принципа  самосознания  Высшего  Разума.
Для  людей,  которые  хотят  идти  путем  йоги,  в  первую  очередь  следует  прекратить  отождествлять  себя  с  системой  тело-жизнь-ум  и  смотреть  на  эти  три  части  как  на  инструменты  для  трансцен-денции  эго,  с  целью  отождествить  свое  внутреннее  существо  с  чистой,  незамутненной  энергией  сознания,  которое  есть  сама  природа  всеобъемлющего  мира,  гармонии  и  радости  творчества.  Таким  образом,  Пранаяма  имеет  особый  смысл  и  назначение  в  йоге  Прана  означает  дыхание,  воздух  и  саму  жизнь  Но  в  йоге  прана  (во  всех  ее  пяти  аспектах  в  человеке,  прана,  апана,  вьяна,  удана  и  самана)  —  это  сама  сущность  того  источника,  который  даст  энергию  живому  и  неживому  мирам.  Он  пронизывает  всю  вселенную  Пранаяма  означает  полный  контроль  над  этим  источником  энергии  в  пределах  своей  самости  посредством  определенной  дисциплины.  Эта  дисциплина  существует  не  только  для  достижения  хорошего  здоровья,  равновесия  физической  и  витальной  энергий,  но  также  и  для  очищения  всей  нервной  системы  с  целью  сделать  ее  более  отзывчивой  к  намерению  йога  контролировать  свои  чувственные  стремления,  сделать  свою  ментальную  энергию  более  тонкой  и  чувствительной  к  зову  эволюционного  развития,  к  зову  высшей,  божественной  природы  в  человеке.
Пранаяму  редко  практикуют  как  независимую  технику.  Древнейшие  йогические  тексты,  начиная  с  Патанджали,  рассматривают  ее  как  сердцевину  йогической  дисциплины.  Однако  в  последнее  время  появились  самостоятельные  публикации  по  этому  предмету,  хотя  их  совсем  немного  по  сравнению  с  массой  пособий  по  асанам.  Но  труд,  где  было  бы  целиком  отражено  научное  понимание,  основанное  на  долгом  жизненном  опыте  изучения  всех  аспектов  йоги,  все  еще  оставался  долгожданным.  Каждый  последователь  йоги  с  радостью  воспринял  появление  книги  Шри  Айенгара.
Когда  я  взялся  за  рукопись  Шри  Айенгара,  чтобы  написать  предисловие,  то  понял,  какая  это  трудная  и  смелая  задача  —  преподнести  предмет  Пранаямы  людям  с  запада  на  английском  языке.  В  отличие  от  многих  других  автором,  писавших  на  эту  тему,  Шри  Айенгар  —  домохозяин  и  последователь  традиции  поклонения  своему  Ишта  Девата  (избранному  божеству),  описанной  в  Гите  и  подобных  текстах.  Здесь  я  бы  сказал,  что  йога  —  это  не  часть  какой-либо  религии  со  своей  теологией  и  обрядностью.  Она  не  имеет  организации  и  иерархии.  Это  культурная  и  духовная  дисциплина,  открытая  человечеству  безо  всякого  разделения  по  кастам,  вероучениям,  цвету  кожи,  расам,  полу  и  возрасту.  Вероятно,  необходимо  только  основное  особое  качество  —  вера  в  возможности  своего  сознания  и  устремление  достичь  вершины  путем  следования  законам  самого  сознания  Другая  необычная  и  замечательная  особенность  Шри  Айенгара:  вместо  того  чтобы  рассматривать  семью  как  бремя,  а  жену  —  как  препятствие  в  йогической  жизни,  он  дал  своему  Институту  Йоги  в  Пуне  имя  своей  покойной  подруги  Шри-мати  Рамамани  и  посвятил  ей  эту  книгу.  Этими  поступками  Шри  Айенгар  убедительно  доказал,  что  йога  существует  ради  жизни,  а  не  как  уход  от  нее,  как  часто  повторял  Шри  Ауробиндо.
Другая  трудность  касается  терминологии  и  использования  слов,  которые  в  оригинале  даются  на  санскрите.
Шри  Айенгар  подобрал  по  возможности  наиболее  точные  и  близкие  английские  эквиваленты  и  постарался  сохранить  смысл  оригинала.  Он  прекрасно  описывает  детали  и  не  бывает  удовлетворен  до  тех  пор,  пока  не  почувствует,  что  читатель  понял  все,  что  он  хотел  сказать.  Возьмем  для  примера  само  слово  пранаяма:  оно  так  богато  оттенками,  дополнительными  значениями,  что  передача  его  смысла  выражениями  «контроль  дыхания»,  «произвольное  дыхание»  или  «наука  дыхания»  была  бы  неполной.  Например,  ни  одно  из  этих  выражений  не  включает  идею  об  кумбхаке  (задержке  дыхания)  или  идею  о  дыхании  через  разные  ноздри  с  чередованием  в  разных  пропорциях.  Еще  менее  они  могут  обозначать  различные  типы  дыхания,  такие,  как  удджайи,  ситали  и  другие,  и  их  комбинации  с  мудрами  и  бандхами.  Шри  Айенгар  позаботился  даже  о  том,  чтобы  показать  расположение  пальцев  рук  на  ноздрях  и  точно  и  подробно  описать  их.  Эта  тщательность  в  использовании  слов  в  сочетании  с  необходимыми  предостережениями  и  иллюстрациями  дает  возможность  книге  стать  путеводителем  для  стремящегося  следовать  по  пути  искусства  пранаямы  настолько  близко  к  идеалу,  насколько  вообще  этого  можно  достигнуть  словами.
Шри  Айенгар  хорошо  знает,  что  наука  и  искусство  йоги  не  полны  без  дхараны,  дхьяны  и  самадхи.
Это  ведет  йогина  шаг  за  шагом  к  трансценденции  области  чувств  и  власти  эго  с  целью  постепенной  трансформации  интегрального  существования  в  новую  жизнь,  где  существует  единство  с  Высшим  Духом  в  незагрязненной  радости  и  гармонии.  Потому  в  этой  книге  автор  дал  намек  на  то,  что  называют  медитацией,  или  дхьяной.  Он  закончил  книгу  несколькими  краткими  советами  по  шавасане  —  позе,  которая  ведет  к  абсолютному  расслаблению,  сопряженному  с  очень  слабой  активностью  ума.  Шри  Айенгар  завершает  этот  огромный  труд  по  написанию  руководства  ш.  лранаяме,  предлагая  читателю  секрет  подлинного  расслабления,  и  таким  образом  подготавливает  его  к  следующему  и  окончательному  восхождению  к  вершине  медитативного  самадхи.  Прекрасным  примером  удачной  реализации  этого  курса  из  трех  книг.  «Взгляд  на  Йогу»,  «Взгляд  на  Пранаяму»,  «Взгляд  на  Дхьяну»  —  является  жизнь  Шри  Айенгара,  ибо  тройным  светом  осветил  он  другим  людям  путь  к  Эвересту  духовности.

Йога Дипика. Прояснение йоги

Йога Дипика, Прояснение йоги

Йога Дипика. Прояснение йоги
Автор: Б. К. С. Айенгар

Языки: Русский

Издательство: Альпина нон-фикшн

ISBN 978-5-91671-389-3, 978-5-91671-062-5, 978-0-00-710700-1,978-5-91671-118-9, 978-5-91671-309-1; 2015 г.

Дополнительные характеристики
Страниц 496 стр.
Формат 70×100/16 (170×240 мм)
Тираж 7000 экз.
Переплет Твердый переплет

О книге
«Прояснение  йоги»  —  наиболее  полная,  иллюстрированная  энциклопедия,  дающая  возможность  заниматься  самостоятельно.  В  тексте  —  более  600  фотографий,  а  также  уникальные  описания  200  поз  йоги,  14  дыхательных  техник,  бандх  и  крий.  Специальные  разделы  посвящены  нади,  чакрам,  кундалини,  учению  основателяйоги  Патанджали.  В  приложениях  публикуются  300-недельный  курс  занятий,  программы  упражнений  для  лечения  различных  заболеваний,  глоссарий  санскритских  терминов.

Дерево йоги. Йога Врикша

Дерево йоги Йога Врикша

Дерево йоги. Йога ВрикшаБукинистическое издание

Автор: Б. К. С. Айенгар

Редактор: Даниэль Риверс-Мор

Издательство: МЕДСИ XXI

ISBN 5-87261-005-Х, 1-85538-414-0; 1998 г.

Дополнительные характеристики
Страниц
256 стр.
Формат
84×108/32 (130х200 мм)
Тираж
5000 экз.
Переплет
Суперобложка

Когда  вы  выращиваете  дерево,  вы  сначала  выкапываете  яму,  выбираете  из  нее  камни  и  сорняки,  разрыхляете  землю.  Затем  вы  кладете  в  землю  семя  и  прикрываете  его  рыхлой  землей,  осторожно,  чтобы,  когда  семя  раскроется,  тяжесть  земли  не  повредила  его.  Наконец,  вы  немного  поливаете  семя  водой  и  ждете,  пока  оно  прорастет.  Через  пару  дней  семя  становится  ростком,  и  из  него  появляется  стебель.  Затем  стебель  делится  на  две  веточки,  и  на  нем  появляются  первые  листки.  Он  постепенно  превращается  в  ствол  и  выпускает  во  всех  направлениях  ветви,  покрытые  богатой  листвой.
Подобной  заботы  требует  и  дерево  нашей  внутренней  сути.  Мудрецы  прошлого,  испытавшие  прозрение  души,  обнаружили  семя  этого  дерева  в  йоге.  Это  семя  состоит  из  восьми  долей,  из  которых,  как  при  росте  дерева,  возникают  восемь  частей  йоги.
Корнем  дерева  является  яма,  которая  заключается  в  пяти  принципах:  ахимса  (ненасилие),  сатья  (правдивость),  астея  (свобода  от  алчности),  брахмачарья  (контроль  над  чувственными  удовольствиями)  и  апа-риграха  (свобода  от  жадности  и  обладания  вещами  сверх  потребностей).  Соблюдение  принципов  ямы  дисциплинирует  пять  органов  действия  —  руки,  ноги,  рот,  половые  органы  и  органы  выделения.  Естественно,  органы  действия  управляют  органами  чувств  и  разумом:  например,  если  кто-то  хочет  навредить,  а  органы  действия  отказываются  делать  это,  вред  не  будет  причинен.  Поэтому  йоги  начинают  с  контроля  над  органами  действия,  а  яма  является  корнем  дерева  йоги.
Затем  идет  ствол,  который  можно  сравнить  с  принципами  ниямы:  шауча  (чистота),  сантоша  (довольство),  тапас  (пылкое  стремление),  свадхьяя  (самоизучение)  и  Ишвара-пранидхана  (самоотдача).  Эти  пять  принципов  ниямы  контролируют  органы  чувств:  глаза,  уши,  нос,  язык  и  кожу.
От  ствола  дерева  отходят  ветви.  Одни  из  них  очень  длинные,  другие  растут  в  стороны,  одни  искривленные,  другие  прямые  и  так  далее.  Эти  ветви  —  асаны,  различные  позы,  приводящие  физические  и  физиологические  функции  тела  в  гармонию  с  психологическим  образцом  учения  йоги.
На  ветвях  растут  листья,  которые,  взаимодействуя  с  воздухом,  снабжают  энергией  все  дерево.  Листья  поглощают  воздух  и  передают  его  к  внутренним  частям  дерева.  Листья  соответствуют  пранаяме,  науке  о  дыхании,  которая  связывает  макрокосм  с  микрокосмом,  и  наоборот.  Обратите  внимание,  насколько  похожи  на  дерево  наши  легкие,  если  посмотреть  на  их  перевернутое  изображение.  Пранаяма  приводит  в  гармоничное  состояние  дыхательную  и  кровеносную  системы.
Владение  асанами  и  пранаямой  помогает  практикующему  достичь  независимости  разума  от  тела,  а  это  автоматически  ведет  к  концентрации  и  медитации.  Ветви  дерева  полностью  покрыты  корой.  Без  защиты  коры  дерево  было  бы  целиком  съедено  чер  вями.  Этот  покров  защищает  поток  энергии  в  дереве  между  листьями  и  корнем.  Кора  соответствует  пра-тьяхаре,  представляющей  собой  движение  чувств  внутрь,  от  поверхности  кожи  к  внутренней  сути.
Сок  дерева,  который  переносит  энергию  в  этом  внутреннем  путешествии,  есть  дхарана.  Дхарана,  концентрация,  —  это  сосредоточение  внимания  на  сути  бытия.
Сок  дерева  связывает  каждую  клеточку  листа  с  каждой  клеткой  корня.  Опыт  такого  единства  бытия,  от  периферии  до  самого  центра,  когда  наблюдатель  и  наблюдаемое  становятся  одним  целым,  достигается  в  медитации.  Когда  дерево  здорово  и  его  энергетический  обмен  совершенен,  на  нем  распускаются  цветы.  Дхияна,  медитация  —  это  цветок  дерева  йоги.
Наконец,  когда  цветок  превращается  в  плод,  наступает  самадхи.  Как  сутью  дерева  являются  его  плоды,  так  суть  практики  йоги  —  свобода,  равновесие,  мир  и  блаженство  самадхи,  где  тело,  разум  и  душа  объединяются  и  сливаются  с  Абсолютным  Духом.