Буддизм



БуддизмИзвестно, какую роль сыграл буддизм в истории не только Индии, но и всего человечества. Учение Будды превратилось в одну из мировых религий. История буддизма в Индии делится самыми буддистами на три периода, которые они называют тремя «поворотами колеса Закона». Первый период длился с V в. до н.э. до V в. н.э., Второй — с V до X в. н.э., и третий — с X в.

Для становления индийской философии особенно важен первый период. Именно в это время, в VI — V вв. до н.э., в Индии были распространены разнообразные философские мировоззрения, которые пытались найти идеал окончательного освобождения. Или решить проблему где купить террасную доску, тут наверно буддизм сильно не поможет, но уж точно не повредит!

В противоположность метафизическому знанию, которое, по мнению Будды, ищет ответы на лишние вопросы (вечный мир, или нет? Тождественна душа с телом, или отделена она от тела? и т. п.), он предлагает человеку истинное поведение, которое обосновывается четырьмя истинами, путем освобождения, законом взаимозависимого возникновения, а также «тремя основополагающими характеристиками» бытия: «непостоянство», «безличностность», «недовольствие».

Первая истина указывает на то, что страдания существуют. Это факт, которого нельзя обойти или упростить. Старость, болезнь, смерть, горе, тоска, желание, отчаяние — все, что порождено земным существованием человека, приводит его к страданиям. Будда увидел страдания и в чрезмерном удовлетворении. По его мнению, люди с ограниченным мировоззрением не смогут увидеть то, что, в конце концов, превращается удовольствие. Мирское наслаждение считается удовольствием только для неосмотрительных людей. Кратковременность этих удовольствий приводит к горю, которое мы ощущаем с его утратой. Результатом является страх и тоска, а страх является злом.

Буддизм«>Вторая благородная истина указывает на причину страдания, которое состоит из 12 цепочек обусловленности:

  • 1) страдания (зло) обусловлено рождением;
  • 2) рождение — стремлением к жизни;
  • 3) стремление к жизни — умственной зависимости от объектов;
  • 4) зависимость — жаждой вещей;
  • 5) жажда — жизненным восприятием;
  • 6) чувственный опыт — чувственным прикосновением к объектам;
  • 7) чувственная ощупь — шестью органами познания;
  • 8) шесть органов познания — эмбриональным периодом развития человека, состоящим из ума и тела;
  • 9) эмбрион не может развиваться без первобытного сознания;
  • 10) первоначальное сознание обусловлено впечатлениями прошлой жизни;
  • 11) впечатления обусловлены двенадцатой цепью;
  • 12) невидение истины.

Перед нами закон причинной обусловленности, который, в конце концов, приводит к выводу, что главной причиной страдания человека является рождение, а рождение возникает стихийно, когда человек не видит истины. Цепь причинной обусловленности называется «колесом бытия». Закон причинной обусловленности описывает причинная связь между прошлым, настоящим и будущим жизнью.

Третья благородная истина вытекает из второй. Она указывает на прекращение страдания. Страдания прекращаются вместе с прекращением причины страдания. Это состояние в буддизме называется просветлением. Просветление достигается в состоянии «Нирваны».

Надо заметить, что просветление, или «Нирвану», можно достичь и в этой жизни, если избавиться от лишних аффектов. Для этого надо оборвать все, что связывает человека с этой жизнью, то есть с рождением и смертью. Просветленность человека буддисты называют архатом. Разорвать все связи с жизнью, оставаясь живым, можно с помощью четырех степеней сосредоточения. Сосредоточению предшествует путь к освобождению, который описывается в четвертой благородной истине.

Этот путь состоит из восьми ступеней и называется «восьмисоставляющий путь»:

  • 1) Правильные взгляды — познание четырех благородных истин;
  • 2) Правильная решимость — это твердое намерение превратить жизнь в свет истины;
  • 3) Правильная вещь — это контроль над речью;
  • 4) Правильное поведение — это воздержание от неверного действия;
  • 5) Правильный образ жизни — это получение средств к жизни честным путем;
  • 6) Правильное усилие — это постоянство поддерживания нравственности;
  • 7) Правильное направление мыслей — это постоянное удержание в памяти того факта, что вещи по своей природе изменчивы;
  • 8) Правильное сосредоточение с помощью четырех стадий является последовательными ступеньками на пути к цели — нирваны.

БуддизмСоздав такую концепцию, Будда все же не смог оспорить метафизику окончательно, он просто нашел для нее другую форму. Его учение не могло не иметь философского основания. Это так называемое учение о законе дхармы (или дхаммы, на языке пали). Говорят, сам Будда придавал своей теории очень большое значение. Он говорил: «Отбросим вопрос о Начале и Конце. Я буду учить вас дхамма». Окончательно выяснить вопрос о том, что является дхамма, никому еще не удалось. Скорее всего, ее можно представить себе как даршана (зеркало) буддизма, которое возникает как просветление (Нирвана). Когда у Будды спрашивали, что есть Нирвана, он ничего не отвечал, но не потому, что не знал ответа. Любой ответ (слово) было бы уже ограничением Нирваны.

О Дхарме Будда говорил, что ее можно достичь путем четырех стадий сосредоточения (т.е. с помощью йоги). Если мы будем воспринимать дхарму как душу человека, то это будет ошибкой. Это отрицание души, однако таким ее отрицанием, когда глазам буддистов открывается некий мир, состоящий из удивительных элементов (дхарм). Как физическая структура индивида состоит из атомов, так же его духовная часть состоит из дхарм и потока сознания. Дхармы существуют в человеке как анти-частицы, образуя, таким образом, анти-душу. Вместо абсолюта появляется абсолют со знаком отрицания, а вместо субстанции — анти-субстанция.

Будучи отделенными, друг от друга, дхармы связаны законом причинной связи. Некоторые из них появляются одновременно, другие же следуют одна за другой в последовательных моментах, в этом случае они однородны и создают цепи. Количество психических элементов в каждый момент индивидуальной жизни различны. Среди них существуют постоянные и меняющиеся. Постоянные указывают на способности индивида. В одном индивиде в ограниченное время определенный элемент может быть главным, тогда как в другом индивиде или в другое время в этом же индивиде может занять главное место другой элемент.

буддизмСреди постоянно существующих элементов два являются исключительно ценными. Если для них создать условия, они могут повлиять на изменение характера индивида и на его моральную ценность. Это способность оценивания (праяна) и способность сосредоточения на одной точке (йога). Указанные элементы могут быть совсем неразвиты, а могут быть развитыми настолько, что, например, праяна становится трансцендентным знанием.

Жизнь простых смертных руководствуется незнанием. Дхарма как нравственный закон понимается как борьба в середине потока элементов между добрыми свойствами и дурными наклонностями. Существование в потоке хотя бы одного плохого элемента негативно влияет на весь поток. Чистый поток присущ только человеку, считается святым. Если способность сосредоточения развита полностью, она превращается в мистическую энергию, которая может остановить жизнь. Эта сила может перенести индивида в высший план бытия, и тогда он перерождается или переносится в пространство эфирных тел. Здесь мы оставляем почву реальности и входим в миры буддийской мистики. Если же умение сосредотачиваться не выходит за пределы жизни индивида, оно превращается в мистическую интуицию, которая возникает в момент просветления.

Со временем, когда буддизм создал две формы — хинаяну («малую колесницу») и махаяну («большую колесницу») — перечисленные общие положения буддизма были приспособлены к каждому из этих направлений.
Как видим, Будда на самом деле по-своему решил противоречия, сложившиеся в философии древней Индии. Оригинальность такого решения заключалась в том, что он нашел срединный путь между двумя крайностями — абсолютной (субстанциональной) духовности и абстрактного (частичного, эмпирического) взгляда на реальный мир, — и противопоставил себя им. Это привело к тому, что метафизическое зеркало индийского мудреца было лишено субстанции и души.

Добавить комментарий

Поиск по сайту
Прививаем ребёнку любовь к занятиям

йога для начинающих

Если раньше считалось, что занятия подходят для детей от 12 лет, то сегодня тренеры и педиатры сошлись на мнении, что выполнить простые упражнения древней восточной культуры под силу даже годовалым малышам. Занятиям не свойственны возрастные ограничения.

Выполнить асаны, которые делают мышцы сильнее и гибче, улучшить координацию, поддерживать в тонусе осанку и выносливость могут самые крошечные последователи. Занятия помогут вашему малышу стать более спокойный и уравновешенным, развить внимание и научать преодолевать стрессы.

Чтобы ваш малыш с интересом выполнял асаны, переведите их названия на русский язык. "поза кобры", "поза верблюда", "собака вниз головой".

Не принуждайте ребёнка долгое время находиться в "перевёрнутых" позах - на несформированный позвоночник долгие занятия могут плохо повлиять.

Занятия можно проводить самостоятельно, по учебникам или с тренером, пригласив его домой. Также можно записаться на коллективные занятия для родителей с детьми - так будет веселее и интересней.

Для занятия приготовьте для своего крохи мягкую трикотажную одежду из натурального волокна. Важно, чтобы она была удобной.

Если вы намерены заниматься дома, побеспокойтесь о дезинфекции пола - ведь ваш ребёнок будет выполнять асаны с босыми ногами. Пол нужно обрабатывать моющими средствами, которые не содержат хлора, за 20-30 минут до начала занятий.

Счётчики
Яндекс цитирования
Поиск по блогу
Яндекс